ЭКЗАМЕН

Настал день и экзамена. Возни в классе меньше. Основательные люди «подковывают» словари, которыми разрешено пользоваться: старательно вписывают мельчайшим почерком на полях у корешка грамматические правила. Необходимейшие сведения тем же «мелким бисером» выписаны на кружке из бумаги, который затем наклеивается на внутреннюю сторону крышки часов. Кое-кто повторяет грамматику или долбит заготовленный рассказ, но делает это «на авось» — а вдруг пригодится? За пять минут до экзамена разносится радостная весть, что «недремлющее око», так называемый «Козел» (надзиратель, специалист по увольнению гимназистов), на экзамене не будет: находится у восьмиклассников, занятых письменной по алгебре. Наконец входит «француз» и с ним скромный, робкий надзиратель «Шпага». Все окончательно рассаживаются, один гимназист дважды машет у окна рукой, сидящий на уличной тумбочке против окна второклассник «Ершонок» бежит куда-то за угол — и начинается чтение рассказа, конечно, не того, которого ожидали. По прочтении «француз» раздвигает слишком близко сдвинутые парты, пересаживает несколько человек на более доступные взору места, гимназисты старательно пишут, но вдруг все это мирное течение дел прерывается самым неожиданным образом.

В канцелярии гимназии звонит телефон и письмоводитель слышит в трубке взволнованный голос: «Гимназия? Это гимназия? Скажите Августу Ивановичу, что с его женой дурно, она бьется в припадке. Приготовьте его ко всему дурному. Доктора нет!» Затем следует энергичный отбой и письмоводитель бежит приготовлять Августа Ивановича ко всему дурному. Август Иванович молодожен. Он бледен и летит в соседние классы искать себе заместителя, но найти его не так просто — везде идут экзамены, ассистентов к экзаменаторам и без того не хватает. Наконец, соглашается идти «Мастодонт», добродушный человек, склонный неизмеримо более к созерцательной жизни, чем к каким-либо пресечениям и уловлениям. Гимназисты работают усердно, с лихорадочной быстротой, раздвинутые парты сдвинуты, по классу идет тихий гул от перешептываний, ученики, знающие язык, передают соседям своим словари — конечно, с «бесплатными приложениями» или оставляют, уходя, в партах не лишенные интереса бумажки. Поэтому, когда в класс врывается взбешенный «француз», заставший жену в состоянии желаемого здоровья, там сидит лишь несколько человек, благополучно копирующих дружеское наследство, да «Мастодонт» со «Шпагой», давно уже махнувшие на все рукой и ведущие какую-то беседу.

Расследование дела ничего не дало. Даже сам «Козел» узнал только то, что звонили из аптеки. А кто звонил и гимназистом ли он был — на это молодой фармацевт с живыми глазами и насмешливою складкою губ, дежуривший в аптеке, не мог ответить собеседнику, носившему форму М. Н. П. К тому же в городе ждали попечителя округа, так что предпринимать какие-либо репрессии и выводить дело на свет божий было вряд ли уместно. Так все и кончилось благополучно.

 

[1915]


1 2 3 [4]