Рецензии

ЧАРНАВЫЯ НАКІДЫ

 

 

(ЧАСТУШКА)

 

Частушка — это именно та песня, которую поет в настоящее время едва ли не вся деревенская Россия. Казалось бы, одного этого совершенно достаточно, чтобы обеспечить частушке право на самое пристальное и серьезное внимание. А между тем, количество работ, посвященных ей, весьма невелико, причем работы эти прошли мимо широкой публики и фактически не внесли заметной поправки в огульноотрицательное отношение к частушке — этому интересному роду песенного творчества... Именно считается, что частушка есть болезненный продукт фабричной городской культуры, рушащей крепкий уклад деревенской жизни. Столь же обычно встречается и вытекающее отсюда противопоставление «прекрасной старинной народной песни» и (современной частушки). Частушка во многих отношениях является прямым продолжением старинной песни. Так, например, и там и здесь необыкновенно развит параллелизм (сравнение), и там и здесь он является организующим началом, поэтическим средством. Кроме того, целый ряд частушек представляет из себя не что иное, как осколки «старинных» песен.

Наконец, отметим, что частушка далеко не так уже и нова, как это обычно предполагается. Проф. Аничков указывает, что они встречаются в качестве подписей на лубочных картинках XVIII века, а проф. Соболевский перепечатал частушки, записанные еще в XVIII ст.

Это тем более интересно, что таким образом отчасти подрывается мнение о фабричном происхождении частушки. Окончательно же уяснили несостоятельность данного взгляда этнографические данные: песни, состоящие из коротеньких строк, известны издавна и во Франции и в Италии (см. «Испанские народные песни» в переводе Бальмонта). Существуют они и у многих славянских народов: поляков («краковяки»), украинцев («коломыйки»), белорусов («припевки») и т. д. У всех их частушки развились и зародились раньше появления какой-либо капиталистической культуры (в Белоруссии же, к слову сказать, (развитие ее) и поныне невелико, а между тем частушка здесь издавна широко распространена и является едва ли не самой лучшей выразительницей белорусской народной песни). Таким образом, уже из этих немногих слов совершенно определенно явствует ошибочность распространенных взглядов на частушку. К этому же должно привести нас и более близкое рассмотрение данного вопроса...

 

ВОБРАЗНАСЦЬ АШСАННЯЎ У ВЕРШАХ В. МАРЦІНКЕВІЧА

 

 

Галоўная розніца паэтычнага апісання ад празаічнага знаходзіцца ў сціснутасці думак. Сціснутасць зместу — вось галоўны бок паэтычнага апісання, каторым яно роз-ніцца ад прозы. Першая дае заўсёды больш таго, чым уложана ў ім. Ь гэтым жа і ляжыць галоўная цяжкасць паэзіі. Апісваючы, паэт скажа ўсяго некалькі слоў, але такіх, каторыя б цягнулі за сабой недасказанае і, зліў-шысь з ім у адно цэлае, ясна ўставалі перад вачы.ма чы-тача.

(ЧЕРНОВОЙ НЕЗАКОНЧЕННЫЙ НАБРОСОК)

 

 

О сказках думают так: сказка состоит из обломков мифов. Период мифотворчества прошел... значение их забыто, сами мифы перепутаны. Но народ пользуется ими, как готовым материалом, в целях литературных для создания сказки. Значит, поскольку национален миф — национальны и сказки. Но есть и масса сказок заимствованных. Необходимо, однако, заметить, что при заимствовании происходит известный естественный отбор...


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [34] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45