Рецензии

В заключение — еще несколько слов. Г. Глебов, утвердившись в мысли о романтизме Мусоргского, выставил положение, что люди нашего поколения ценят «неистового Модеста» именно ввиду своих (предполагаемых у них г. Глебовым) симпатий к романтизму. Вряд ли это справедливо. Мусоргского, действительно, ныне играют, но ведь Марлинского, например, не читают '. И неудивительно: это люди отнюдь не параллельные. Ценят же Мусоргского, думается, потому, что он прежде всего — большой художник. И при жизни и после смерти Мусоргского его творчеством восхищались лица, к адептам романтизма вовсе не принадлежавшие. Они же весьма много сил положили в свое время на пропаганду музыки Мусоргского и его композиторского имени. Если это удалось далеко не сразу, то тут были свои причины: Мусоргский был новатор, и его новаторство оказалось далеко не всем по плечу. Далее, более того — оно возбудило вражду. В этой борьбе против Мусоргского видную роль сыграли лица с весьма определенными симпатиями к романтизму, сплотившиеся главным образом вокруг консерваторий. Теперь положение вещей переменилось: новаторство Мусоргского потеряло былую остроту, консерваторская оппозиция отпала, имя его — общепризнано и даже служит оружием в борьбе против новаторов нашего времени. Препятствия, лежавшие на пути между композитором и музыкальной публикой, исчезли, да и публика эта оказалась уже подготовленной к пониманию его. Наконец, публика стала просто гораздо более многочисленной, чем 30—40 лет назад, и рукоплескания ее звучат неизмеримо громче. Все эти соображения очень несложны; и странно, что г. Глебов обошел их молчанием или упустил из виду.

 

[1915]

 

«СЛАВЯНСКАЯ БИБЛИОТЕКА», № I.

 

 

В. И. ПИЧЕТА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СЛАВЯНСТВА. Ч. М. ИОКСИМОВИЧ СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО СЛАВЯНСТВА. МОСКВА, 1914 г.

 

Почти весь первый выпуск «Славянской библиотеки» заняла собою статья г. Пичеты. Дав несколько страниц, посвященных выяснению славянской прародины и славянского расселения, г. Пичета в дальнейшем рассматривает историю каждого народа отдельно При этом особые очерки отведены не только народам, имеющим самостоятельное историческое прошлое (поляки, чехи, сербы, болгары), но и тем, которые такого прошлого не знали и сложиться в отдельную государственную единицу никогда не могли (словаки, словинцы). Для полноты картины г. Пичета даже дает обзор крупнейших фактов из жизни великорусского и украинского народов.

Книжка предназначается для широкой публики и написана простым языком. Изложение по необходимости носит характер чрезвычайно беглый и сжатый, почти конспективный, что обусловлено размерами статьи. Особых возражений содержание ее не вызывает. Можно однако, отметить довольно резкую непропорциональность в размере отдельных очерков. Сербам, например, отведено в два раза больше места, чем полякам, и в три раза больше, чем чехам. Гораздо более приемлемым было бы обратное, по крайней мере по отношению к полякам. Наконец, в статье ничего не говорится о белорусах (кроме странного замечания, будто центральным ядром для них явилось селение с верховьев Оки, прогнанное татарскими набегами: должно указать, что ко времени татарских набегов белорусы уже сформировались в национально-областную величину). Не затронув их, г. Пичета должен был обойти молчанием и такую интересную славянскую государственную формацию, как Великое княжество Литовское . А жаль: думается, что давая обзор истории восточных славян, автор гораздо более нового мог бы сказать читателю описанием судеб Литовской Руси, чем беглым повторением всем известных фактов из жизни великорусских областей. Но, конечно, и в таком виде статья окажется небесполезной для очень многих читателей, особенно, если принять во внимание почти полное незнакомство широких кругов публики с историей славян и бедность популярной русской литературы по славяноведению.

Статья г. Иоксимовича, занимающая в конце книги несколько страниц, дает ряд цифр относительно национального и религиозного распределения славян.

В общем, издание следовало бы рекомендовать, если бы не его цена — 80 к. за небольшую книжку, напечатанную на плохой серой бумаге.

 

[1915]


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45