Рецензии

«ЖАТВА»

 

 

Сборник, кн. V. Москва, стр. 353. Ц. 2 руб.

 

Сборники «Жатвы» ', вот уже несколько лет как выходящие в Москве, не создали, правда, себе сколько-нибудь громкой известности, но все же заслуживают быть отмеченными среди ряда иных современных альманахов. Выделяются они, прежде всего, своими целями, основная из которых — дать возможность начинающим писателям выступить в печати. В этом направлении за «Жатвой» уже числятся некоторые заслуги; так, например, благодаря ей выдвинулся даровитый С. Верхоустинский. К сожалению, в последних сборниках «Жатвы» эта задача отступает на задний план. Но некоторую оригинальность они все же сохранили, что достигается своеобразным подбором материала: именно, кроме обычной в альманахах художественной прозы и реже встречающихся стихов, «Жатва» дает еще статьи по литературной критике, вопросам театра и живописи и, наконец, имеет обширный библиографический отдел.

Все это мы находим и в разбираемой книге «Жатвы». Открывается она стихами Бальмонта и начинающего поэта Н. Бернера.

Далее идет художественная проза — самый слабый отдел во всем сборнике. Конечно, повесть Г. Чулкова «Сатана» прочтется с интересом, но этот интерес будет вызван достоинствами чисто внешнего характера: занимательностью фабулы, характером среды, изображению которой посвящена повесть (действие все время вращается около различных дельцов послереволюционной реакции).

Рассказ В. Сахновского «Холодный дом» таков, что ничего особенно дурного или особенно хорошего о нем сказать невозможно. Наконец, есть еще «психологический этюд» Е. Курлова под заглавием «Палач». Повествуется здесь о том, как одна женщина, чтобы спасти мужа от смертной казни, отдалась палачу и вслед за тем узнала от него, что ее муж за день до этого казнен. Быть может, этюд г. Курлова явится прекрасной темой для кинодрамы в 3000 метров, но к психологии он во всяком случае никакого отношения не имеет.

Впрочем, центр тяжести книжки не здесь: он — в статье Е. Архипова, вскрывающей мировоззрение Баратынского 2; в исследовании писем Чехова, сделанном Ю. Соболевым; в продуманных, тщательно выписанных библиографических оценках (отметим г. Бернера); в статье С. Глаголя о новейших течениях в живописи и Е. Наумова «О жизни и смерти театра». Пожалуй, даже в интересных, но весьма оспоримых мыслях безвременно умершей поэтессы Н. Львовой о женском творчестве.

Наконец, в сборнике помещена любовно составленная Е. Архиповым «Библиография Иннокентия Анненского» — писателя, вообще пользующегося здесь большим вниманием.

 

[19I4]

 

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45