ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

Однако литературной производительностью белорусское движение, конечно, не исчерпывается. Следует отметить, например, возникновение в Вильне белорусского музыкально-драматического кружка, занявшегося развитием белорусской сцены, песни, музыки, танца. Не ограничиваясь выступлениями в Вильне, труппа кружка с большим успехом объездила всю Белоруссию, побывав едва ли не в каждом сколько-нибудь крупном городском или сельском центре. Нередки и самостоятельно организованные сценические представления на местах, встречающиеся все чаще и чаще. В заключение упомянем о возникновении научных кружков для исследования Белоруссии (С.-Петербург , Нов. Александрия), о собирании белорусского национального музея, об основании собственных книжных магазинов, подготовительной работе к устройству белорусских школ (неофициальных) и проч., и проч. Благодаря всему этому белорусский язык начинает проникать в обиход культурного общества; им, например, пользуются при торговых сношениях, при устройстве выставок, для костельной проповеди и т. п. Но главное значение всего описанного состоит не в этом. Оно состоит в нарождении белорусской народной интеллигенции, вызванной к жизни событиями 1905 г. и формировавшейся под влиянием неустанных усилий белорусских изданий дать ей возможность стать на ноги. Теперь она, наконец, выросла и окрепла. Крестьянин с особой духовной закваской, рабочий, иной раз народный учитель — вот кто входит в ее состав. Все это люди дела, а не слова, люди, являющиеся неразрывной частью народа, не перерезавшие соединительной пуповины между ним и собой. С другой стороны, это люди, для которых только один язык дорог, близок и понятен — язык белорусский. Это люди, которые не делают над собой насилия, не стесняют работу своей мысли, обращаясь к нему, а напротив, ступают тем самым на нахоженную тропинку, хорошо наезженную колею. Опираясь на эту интеллигенцию, белорусское движение начинает чувствовать под собою прочный грунт. Ибо она-то и является основным читательским ядром для белорусских изданий, она же несет на своих плечах крупнейшую часть и самой писательской работы. Чтобы представить себе, какой массовый характер имеет это участие народной интеллигенции в литературе, достаточно узнать, что одна «Наша ніва» в 1910 г. поместила 666 корреспонденции из 320 мест, 69 рассказов 30 различных авторов, 112 стихотворений 24 поэтов и ряд публицистических статей, принадлежавших, помимо сил самой редакции, перу 32 лиц. Присмотримся же ближе к наиболее видным представителям этой литературы, интересной не только тем, что она идет в народ, но и тем, что она идет из народа.

*

*    *

До сих пор в белорусской литературе, как это постоянно встречается  у начинающих  возрождаться  народов, главную роль еще продолжает играть поэзия. Здесь прежде всего обращает на себя внимание фигура Янки Купалы, писателя с крупными достоинствами, хотя и носящими несколько односторонний характер. Первоначально рабочий на деревенском винокуренном заводе, Купала сразу же выдвинулся своею первою книгою стихов («Жалейка», 1908 г.) и с тех пор продолжает приковывать к себе внимание белорусского читателя. Правда, необработанные, хаотические стихи «Жалейки» производят впечатление скорее своими темами, всегда ярко гражданского направления, чем довольно слабыми художественными достоинствами. Однако уже в этой книге некоторые места заставляли видеть в Купале богато одаренного поэта, лишь не умеющего использовать как следует свой незаурядный талант. «Адвечная песня» — лирическая драма, вышедшая в 1910 г.,— еще определеннее указывала на талант Купалы. Находясь в несомненной идейной связи со стихотворениями «Жалейки», она, бесспорно, художественнее их и оставляет благодаря своей цельности и выдержанности более глубокий след в душе читателя. Изданный в том же 1910 году сборник стихов «Huslar» показал, кроме того, что дарование Купалы способно эволюционировать, расширять круг своих тем, совершенствовать свои творческие приемы. Однако в полной мере это сказалось лишь в последней, лучшей книге неудержимо развивающегося белорусского поэта, а именно в сборнике «Шляхам жыцця» (1913 г.). Кроме того, перу Купалы принадлежат «Паўлінка», драма из сельской жизни, написанная хорошей прозой, и лирическая драма «Сон на кургане» ; изданы они сравнительно недавно.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [43] 44 45 46