ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

За это время Белоруссия сильно эволюционировала. В ней появилось новое поколение интеллигенции, выросшее под знаком народничества, знакомившееся с социализмом и кое-когда вновь обнаруживавшее зачатки белорусского национального самосознания. Сильно развилась белорусская этнография. Появился ряд сборников народного творчества, составленных Гильфердингом, Дмитриевым, Бессоновым, Шейном, Дембовецким, Романовым и т. д. Был издан белорусский словарь Ив. Носовича, емкостью в 30 тыс. слов. Росла и белорусская рукописная беллетристика, продолжали работать многие прежние писатели, к ним присоединился ряд новых, например, Хвэлька из Рукшениц (Феликс Топчевский), витебчанин, из многочисленных стихотворений которого считаются лучшими «Гаспадыня», «Саўсім не тое, што было», «Вечарынка» и т. д.; Ольгерд Обухович, живший в Слуцке и оставивший, кроме массы оригинальных стихотворений, переводы из Мицкевича, Сырокомли, Лермонтова; Апа-нас Кисель, могилевец, писавший прозу и стихи; Ян Ше-мет-Полочанский, Егалковский и проч.; в социалистическом духе писал Адам Гуринович (в начале 90-х годов).

К концу 80-х годов белорусские произведения стали вновь появляться в печати на страницах местных газет, «Календаря Северо-Западного края» и даже отдельными книжками. Был перепечатан, например, «Гапон» Марцинкевича, вышел ряд изданий «Тараса на Парнасе» и т. д. Из новых произведений, печатавшихся в то время, отметим шуточную поэму Шункевича «Сцяпан і Таццяна» и в особенности стихотворения Янки Лучины (Ив. Неслуховского). Немногочисленные, но тщательно обработанные, они выделяются своей литературностью и несомненной талантливостью. Темы их разнообразны, в содержании проступают народнические и национальные тенденции. Эти тенденции могли уже найти себе отклик среди местной интеллигенции, особенно среди народнических кружков, белорусских студенческих землячеств и т. п. Одно из них (московское) перевело и издало в 1891 г.

рассказ Гаршина «Сигнал». Около того же времени группа белорусов-социалистов начала выпускать нелегальную газету «Гоман». В том же 1891 г. в Галиции вышла книжка стихотворений Мацея Бурачка «Дудка беларуская», а в 1894 г. в Познани — сборничек Сымона Ревки «Смык беларускі». И то и другое принадлежало перу интересного белорусского деятеля Францишка Богу-шевича.

Родился он в 1840 г., учился в Петербургском университете, был в Белоруссии народным учителем. Принимал участие в восстании 1863 г., был ранен. Окончив затем в Нежине юридический факультет, занимался судебною деятельностью в разных местах России, а под конец жизни — в Вильне. Умер Богушевич в 1898 г. Его произведения, глубоко проникнутые национальным и демократическим духом, не блещут изяществом отделки, но зато отличаются большой энергией выражения. Стих его прост и суров; изредка эта суровость сменяется юмором. В предисловиях к своим книжкам Богушевич едва ли не первый явился проповедником всестороннего национального возрождения белорусов, доказывая, что они представляют отдельный, самостоятельный народ.

В тех же девяностых годах выступил с рядом русифицированных белорусских рассказов не лишенный таланта А. Пщелко, а вслед за ним М. Н. Косич (перев. басен Крылова, рассказ «На перасяленне» и т. п.). Одновременно с ними напечатал ряд популярных брошюр А. Ельский. Были и еще кое-какие издания. Так белорусская литература вошла в XX столетие.

К этому времени в крае появился целый ряд национальных и политических течений и организаций. Начали возникать подобные же белорусские кружки. Один из них сыграл в белорусском возрождении большую роль, породив умеренное «Общество белорусского народного просвещения» и «Беларускі рэвалюцыйны саюз» возникшие в 1902—3 гг. Первое проявило себя изданием журнальчиков-однодневок «Калядная чытанка» и «Велікодная чытанка». Из других фактов «культурнической» деятельности отметим издание сборничка стихотворений Я. Лучины «Вязанка» (для цензуры назван болгарским); выпуск в Кракове нескольких переводных брошюрок Конопницкой, Ожешковой, Сенкевича («Wiedzma», «Janka muzykant» и т. д.); устройство в Минске, Петровщине, Карлсберге театральных представлений (под флагом украинских) и т. п. В то же время «Бел. рэв. саюз», вскоре переименованный в «Беларускую сацыялі-стычную грамаду», издал при содействии PPS ряд брошюр и воззваний, например, «Хто праўдзівы прыяцель беднага народу», «Гутарка аб тым, куды мужыцкія грошы ідуць», «Песні» и пр. В таком составе белорусская литература очутилась на грани событий, начавших историю всех народов России с красной строки.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [41] 42 43 44 45 46