ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

У неділеньку та ранесенько,

Ще сонечко не зіходйло,

А я молоденька

На шлях, на дорогу

Невеселая виходила;

Я виходила за гай на долину,

Щоб не бачила мати,

Того молодого

Чумаченька свого

Зустрічатн.

Ой, зустрілась я

За тими лозами

Та з чумацькими возами:

Ідуть його воли,

Волі половіі'.

Ідуть, ремигають,

А чумаченька мого молодого

Коло волйків немае и т.д. (стр. 436).


Наконец, заканчивая этот отдел нашей статьи, посвященный вопросам ритма и метра, остановимся на еще одном, постоянно встречающемся у Шевченко, приеме, направленном в сторону достижения наибольшего соответствия между движением чувства и движением стиха. Прием этот состоит в употреблении особого размера для обрисовки каждого из настроений, сменяющихся в рамках данной вещи. Особенно часто чередуются уже рассмотренные нами излюбленные шевченковские метры — четырехстопный ямб и семистопный хорей. Нередки также и вставки небольших песен с самостоятельным размером среди текста более крупных произведений, что встречается, например, в поэмах «Гайдамаки», «Чернець», «Гамалія», «Тарасова ніч», «Хустина», «Сова», «Невольник», «Відь-ма» и т.д. Чередование размеров зачастую производится очень широко, образцом чего может служить хотя бы небольшая поэма «Гамалія», в которой метр меняется целых пятнадцать раз.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [25] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46