ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

Первый из них лег в основу громадного большинства тех стихотворений, которые как по своим темам, так и по обработке их могли бы, с некоторыми ограничениями, получить название общелитературных. Стих в этих произведениях всегда достаточно выдержан: таким образом, пользуясь метрами искусственной поэзии, Шевченко исполнял и все ее искусственные правила. Но стоит ему только обратиться к другому своему «стержневому» размеру, как положение вещей изменяется самым коренным образом. Нарушение основных требований стиха делается обычным, проявляется в самых разнообразных направлениях и притом в столь крупном масштабе, что не может быть и речи о простой неосмотрительности или небрежности со стороны поэта. Шевченко здесь лишь следовал народной украинской поэзии, у которой он заимствовал данный размер и которая для усиления выразительности стиха так охотно жертвует однообразием его формы. Так, например, этим обстоятельством (и, в частности, желанием придать наибольший размах ритму, хотя бы даже за счет выдержанности метра) совершенно удовлетворительно объясняется наиболее обычная неправильность в разбираемой группе стихов Шевченко — замена хорея ямбом или амфибрахием. Вот образчик нескольких тысяч подобных случаев:

 

Вітре буйний, вітре буйний!

Ти   з морем говориш,—

Збуди його, заграй ти з ним,

Спитай сине море (стр. 7).

Размер в приведенном четверостишии совершенно не выдержан, но именно благодаря этому получился широкий простор для энергичного, стремительного, безудержного ритма. Таким образом, из-под этой неправильности стиха совершенно явственно просвечивает бессознательный или, может быть, даже сознательный эстетический прием, разрешающий известную художественную задачу и имеющий свои корни в народном творчестве. Подчеркиваем это, так как указанные свойства шевченковского метра, представлявшиеся многим просто результатом технического неумения и небрежности, зачастую приводили критиков в смущение и вносили в их оценки ноты некоторого сомнения и колебания. Между тем достаточно немного более близкого знакомства с поэтикой, чтобы весь вопрос предстал в совершенно ином свете. Нет таких художественных средств, которые были бы всегда применимы и всегда хороши. Задача поэта в том и заключается, чтобы из целого ряда их выбрать в каждом данном случае одно, наиболее подходящее. Для стихов народного стиля метр, подчиненный ритму, является наиболее подходящим средством, и Шевченко, остановившись на нем, только лишний раз проявил здесь свою гениальную поэтическую интуицию.

Обращаясь к другим размерам, встречающимся в «Кобзаре», приходится убедиться, что при всем своем разнообразии они нашли весьма узкую сферу применения. Однако именно среди них находится целый ряд метрических шедевров, в которых Шевченко необыкновенно ярко запечатлел красоту своего дарования. Говоря это, мы имеем в виду группу стихотворений песенного склада, имеющих сильно выраженный национально-украинский колорит и в то же время отличающихся редким разнообразием и оригинальностью метра. Даем небольшую коллекцию этих размеров то напряженных, то сдержанных, то оживленно-грациозных, то, наконец, едва ли не плясовых:

 

Як би мені, мамо, намисто,

То пішла б я завтра на місто;

А на місті, мамо, на місті —

Грае, мамо, музика троГста;

А дівчата з парубками

Лицяються... Мамо, мамо!

Безталанна я! (439).

У перетику ходила

По горіхй,

Мірошнйка полюбила

Для потіхн.

Мельник меле, решетуе,

Обернеться, поцілуе -

Для потіхн (стр. 435).


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46