ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

КРАСА И СИЛА

 

Опыт исследования стиха Т. Г. Шевченко


Есть звезды, которые так близки друг к другу и так ровно сливают свой свет, что кажутся нам одним неразрывным целым. «Двойными звездами» называются эти светила. Их судьба стала судьбою музы Шевченко и украинской народной поэзии: двойной звездой сияют они в мире искусств и красоты.

Конечно, в творчестве Шевченко, за вычетом элементов чисто национального характера, имеется налицо и некоторый инородный остаток. Но все это взаимно проникало друг друга, смешивалось, претворялось, устанавливало между собою тысячи связующих внутренних скреп, органически срасталось и, закончив этот процесс, закреплялось в формах явственно украинских, хотя и более усложненных, поднятых на высшую ступень развития. «Шевченко как поэт,— писал еще Костомаров,— это был сам народ, продолжавший свое поэтическое творчество... Шевченко говорит так, как народ еще и не говорил, но как он готов был уже заговорить и только ожидал, чтобы из среды его нашелся творец, который бы овладел его языком и его тоном; и вслед за таким творцом точно так же заговорит и весь народ и скажет единогласно: это мое».

Однако меткое утверждение Костомарова, сделанное, так  сказать, «на глазомер», следовало, очевидно, выверить путем дальнейшего анализа творчества Шевченко. К сожалению, это настоятельно необходимое обследование было вдвинуто в недостаточно широкие рамки,— именно вопросы эстетического характера остались совершенно в стороне от его основного русла. Произведения Шевченко оценивались со всевозможных точек зрения, изучались путем самых разнообразных методов, и лишь метод эстетический всегда находился в тени. Так, например, даже для анализа стиха украинского гения и выяснения средств поэтического воздействия, которыми этот стих обладает, не сделано почти ничего. Наш сжатый очерк является попыткою восполнить этот пробел.

 

*    *

 

Главным формирующим началом всякого стиха, бесспорно, следует признать ритм; отвердев в своем наиболее правильном, законченном виде, он обращается в метр. Все остальные элементы стиха играют по отношению к тому и другому роль второстепенную, иной раз — чисто служебную, воспособляющую и во всяком случае могут быть поняты и оценены лишь в тесной связи с ними обоими. Поэтому именно с ритма и метра начнем мы свою работу, что сразу введет нас в тайники шевченковского стиха и даст нам возможность прощупать его основной движущий нерв.

В полном соответствии с народной поэзией стихи «Кобзаря» чрезвычайно ритмичны, но не метричны. Что касается метров, то у Шевченко здесь можно установить наличность совершенно определенных симпатий, проходящих сплошной полосой через всю его литературную деятельность. А именно всегда и неизменно с исключительной любовью держался он пушкинского четырехстопного ямба и столь обычного в украинской народной поэзии семистопного хорея с цезурой после четвертой стопы. Они являются преобладающими в стихах Шевченко, охватывая собой едва ли не девять десятых всего их количества. Потому на этих двух размерах следует остановиться с наиболее пристальным вниманием.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [22] 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46