ЛІТАРАТУРНА-КРЫТЫЧНЫЯ АРТЫКУЛЫ

*

*    *

Теперь нам остается только сказать несколько слов о наиболее выразительно обозначившихся писательских фигурах белорусской беллетристики.

В истории литератур встречаются, привлекая взоры своим    благородством,    фигуры   людей,    подававших большие надежды, но умерших рано и оставивших после себя больше эскизов, чем зрелых законченных произведений. Ведь и сама жизнь их была только эскизом талантливого и одухотворенного художника. Но вечною свежестью веет от их имен. Не ложится на них пыль пронесшихся дней. Ибо эти лица не литературною деятельностью закрепили память о себе, но личным влиянием на [мнение] деятелей литературы. Таковы были Веневитинов и Станкевич, таков был и С. Полуян ". Не долго он жил, но долгую память [оставил] по себе. Не крупными, но глубокими буквами вырезал он свое имя на скрижалях белорусской литературы.

В борьбе с нуждой на двадцатой весне собственной рукой оборвал он свою жизнь, но и перед смертью нашел в себе силы [приветствовать в своем предсмертном стихотворении «Христос воскресе» зарю белорусского возрождения: «morituri te salutant» ]. То немногое, что написал Полуян, относится к числу лучших приобретений белорусского печатного слова. Но еще ценнее тот дух, который вдыхал он в окружающее своей бодрой и жизнедеятельной личностью, обладавшей пониманием задач белорусского движения и крупным размахом инициативы.

Другим писателем с определенно скристаллизовавшейся индивидуальностью и для белорусской литературы характерной следует признать Ядвигина Ш. По своему социальному положению мелкий землевладелец, он в половине 80-х годов был исключен из Московского университета и посажен в Бутырскую тюрьму. Находясь в ней, он принимал участие в коллективном переводе «Сигнала» Гаршина на белорусский язык. В 90-х годах помещал мелкие рассказы в минских газетах. К тому же времени относится любительская постановка его белорусской комедии «Злодзей»— один из первых шагов белорусского театра. Выступив в белорусской прессе при самом ее возникновении, он вслед за тем на несколько лет замолк и появился вновь лишь в 1909 году. С тех пор много печатался, являясь плодовитейшим белорусским писателем и в процессе литературной работы, заметно совершенствуя свой талант. В 1909 г. издана его небольшая поэмка «Дзед Завала», впрочем ничем не примечательная. В 1912 году вышел небольшой, крайне неполный сборник его рассказов.

Пытаясь охватить одним словом все наиболее характерные черты его творчества, мы бы назвали его писателем-баснописцем, хотя он пишет прозой, а не освященными литературной традицией ямбами. И в самом деле, для этого названия у него все данные налицо. Сердцевиной его творчества являются небольшие рассказы, цель которых [простое или упрощенное] решение жизненной проблемы, какое-либо поучение в духе народной мудрости. Как и всякий баснописец, Ядвигин Ш. всегда т. ск. себе на уме. Он не только живописует, он искренне нечто доказывает своими образами и при этом всегда имеет готовый вывод; он не просто творит, но решает ту или иную житейскую задачу, предварительно заглянув в заранее данный опытом ответ. Он лишь дает иллюстрации на уже готовые тексты. Как и следовало ожидать от баснописца, он легко чувствует себя лишь в мире ясного и решенного, лишь в границах не высокопробной, но удобной и прочной, к житейскому обиходу прекрасно приспособленной, народной мудрости. [Но] это, однако, не делает его писательскую фигуру слишком грузной и отяжелевшей, что произошло, например, с Крыловым. Ибо мудрость эта, предназначенная стать расхожей монетой, по большей части еще находится в периоде чеканки; она представляет собою [отстой], образовавшийся из наиболее веских элементов тех разнообразных оценок, которые давала народная масса недавно развернувшимся событиям. Она еще только кристаллизуется, еще только пытается широко войти в обиход народной жизни и получить его санкцию. Это и придает несколько боевое значение морали басен-рассказов, всем нутром своим тяготеющих к золотой середине.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46