ГРИЦЬКО ЧУПРИНКА

Ой високо сонце всходить,

Низенько заходить.

Нар. песня.

 

Чупринка — поэт с очень редким, своеобразным типом таланта, линии которого при всей своей несложности крупны, резки и выразительны *. Более того,— Чупринка — едва ли не самый характерный, самый отчетливый и законченный представитель этого творческого типа среди поэтов всех трех русских ' литератур.

Быть может, именно благодаря отчетливости и выразительности черт, которыми запечатлено яркое дарование Чупринки, можно определить основную движущую силу этого дарования и привести с нею в связь все свойства его, имеющие неслучайное происхождение. Конструкция таланта поэта,— позволим себе так выразиться,— становится разгаданной, сам талант представляется в виде стройно, закономерно организованного целого: в нем есть пункт, из которого, как из центра, можно провести радиус к любой точке окружности.

Эта движущая творческая сила, этот центр — ритм. Оглядываясь вокруг себя и по соседству, мы замечаем,— хоть, впрочем, и немногих,— поэтов, для таланта которых прежде всего характерна ритмичность. Таков «Языков, буйства молодого певец разгульный и лихой», который умел, дав волю бьющим в нем ритмическим силам, сказать, например, про минувшие студенческие дни, что

...те дни летели и сверкали,

Как искры брызжущие стали

На поединке роковом.

Они неслися, как стрела,

Могучим пущенная луком,

Они звучали ярким звуком

Разгульных песен и стекла.

Таковы и некоторые из современных поэтов (Городецкий, в меньшей степени — Бальмонт, Блок). Таков и чрезвычайно ритмический белорусский «пясняр» Я. Купала. Но ни у одного из них эта сторона таланта не является развитой в такой степени, как у Чупринки. С нею мы встретимся едва ли не в каждой из приводимых ниже цитат, она должна была кинуться в глаза всякому, кто раскрывал какой-либо из его сборников, ибо только ритмичностью его стихи и живут, только ею и дышат.

В процессе возникновения стиха ритм в общем — основная формирующая сила, приводящая в движение разрозненные поэтические элементы, сцепливающая их, создающая из них правильные системы, замкнутые, неповторяемые миры. По крайней мере для лирики это бесспорно, а Чупринка — исключительно лирический поэт*. И если в чьих произведениях явственно проступает эта «стихообразующая» сила ритма, то, конечно, прежде всего у Чупринки.


[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10