ГРИЦЬКО ЧУПРИНКА

Содержание стихотворений Чупринки — узко, оно быстро было поэтом разработано, исчерпано, пути пройдены до конца; осталось одно: перепевы. И через все его творчество протянулась вереница тем, тропов, образов, излюбленных слов, которые повторяются десятки и десятки, даже сотни раз, делая все однообразным, однотонным, так что не замечаешь даже новых достижений — все кажется уже примелькавшимся, виданным и перевиданным. Ритм мешал Чупринке работать над указанными сторонами, а границы содержания скоро положили предел этой работе, сделали ее короткой. Для характеристики того, что в результате получилось, употребим лишь одно слово — скудость: оно говорит и об узости и о монотонности.

Подчеркнем далее, что Чупринка, от приемов которого веет такой стихийностью, в содержании своем — поэт рассудочный, головной. К этому выводу мы подходили уже несколько раз: и когда указывали, что интуитивного элемента у него в содержании мало, а чисто-мозгового, да еще взятого со стороны,— много больше; и когда рассматривали очень рельефные примеры из этой области и намечали вывод. Но гораздо показательнее иная, не затронутая выше сторона в поэзии Чупринки. Именно он всегда готов нечто разъяснить и доказать, направить на верный путь, изложить свои убеждения, выставить то или иное credo, формулировать лозунги и девизы, сделать выпад против инакомыслящих. Поэт становится публицистом.

Насколько подходят подобные задания к творческим приемам Чупринки, можно не говорить. Вспомним только, что стихотворные манифесты редко опираются на поэзию; гораздо чаще — на риторику, если только не на прозу. И читатель видел, что риторика, развиваясь по стихотворениям Чупринки, доходит до пределов крайних, гиперболических.

Что же касается эстетического вкуса Чупринки, поскольку он отразился на содержании, то, думается, относящийся сюда материал позволяет мне без колебаний употребить слово аляповатость. Ибо если это не аляповато, то я не знаю, что может означать приведенный эпитет.

Скудость, рассудочность, риторичность и аляповатость — вот в каких выражениях приходится характеризовать содержание стихотворений Чупринки. Но чтобы эти выводы, а также и сделанные раньше, предстали перед читателем в надлежащем свете, необходимо от точки зрения статической перейти к динамической.

 

 

Мы не располагали произведений Чупринки во времени, рассматривали их как бы созданными в один и тот же момент. Правда, Чупринка пишет всего лишь несколько лет, правда, его творческая физиономия определилась сразу, и первая же его книжка диктует полностью ту характеристику и те выводы, которые мы дали, рассмотрев всю его поэзию. Но талант его все же в некоторой мере рос, развивался, эволюционировал. На этой стороне дела я и позволю себе остановиться.

Первая книжка Чупринки — «Огнецвіт»—вышла в 1910 г. Характерные приемы творчества, о которых шла выше речь, здесь все налицо, но не всегда они так ярки и упорны, как впоследствии. Притом встречаются и иные. Видимо, Чупринка находился в полосе колебаний и исканий, пробовал найти нужные средства для выявления своего творческого «я», и хотя ритм сразу определил путь поэта, но все же иные страницы намекают как-будто на лабораторный опыт, на практическую проверку того или иного метода, приема.

Еще явственнее эти искания в содержании стихотворений. Умственные и художественные вкусы Чупринки, очерченные выше, отчетливо сказались и здесь, но встречаются пьески попроще, пообыденнее, есть социально-гуманитарные мотивы и т. д.


1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10