ГРИЦЬКО ЧУПРИНКА

Троп — этот могущественный рычаг поэтического воздействия — Чупринки, плененный и полоненный своей нетерпимой, «эгоцентрической» ритмикой, игнорировал, не разрабатывал, а если что кое-когда и давал, то либо шаблонное, вялое, охваченное какой-то «бледной немочью», либо, всего чаще, нечто в только-что описанном стиле. «Душевный вулкан», «кровавый смех» — вот характерные образчики его тропов. Цветы у него «ніжні твори Феі'-Фльорй» («О.» 28), есть и «дітй ніжноі'фауни» («О.» 85), есть и такой образ:

То красою в днвні очі

Провелися паралелі

1 холодноГ півночі,

I південноі' пустелі (cO.» 20).

 

Эти отрывки интересны, между прочим, как частичный показатель надуманного, головного характера содержания поэзии Чупринки,— содержания, как уже отмечалось, рассудочного, программного. Эта рассудочность доводит до того, что Чупринка может так писать: огонь —

Творить акти одживання
Для нового будування,—

Діе творчости пронес

(«Б. Г.> 8).

Или:

Що таке — переживания?

Ряд умовин! («К.» 74).

 

Впрочем, будет. Мы не стремились дать какую-либо концепцию мировоззрения Чупринки — оно неинтересно, как головное и притом имеющее слишком расхожий характер, выработанное не Чупринкой, взятое им в готовом виде со стороны. Да и вряд ли это миросозерцание имеет у него сколько-нибудь оформленный вид. Но тип умственных и эстетических вкусов Чупринки мы выяснить старались, и читатели, быть может, видят, что в содержании его стихотворений есть некоторый основной тон с соответственными подголосками, что в сумме элементов этого содержания заметен определенный выбор и подбор, определенный тип, стиль.

От оценки умственных вкусов Чупринки, от указаний на их удельный вес я позволю себе уклониться, как уклонялся от замечаний во время самой обрисовки содержания. Причина этого — несложность вопроса и деликатность его. Наконец, я не ставлю баллов, мое прямое дело — характеристика, оценка для меня желательна постольку лишь, поскольку она необходимо входит в состав этой последней. Проведем же несколько основных черт, сделаем несколько обобщающих указаний, которые явятся точками опоры для характеристики, непроизвольно возникающей при чтении приведенного материала и уже отчасти намеченной нами.


1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10