В. САМИЙЛЕНКО

Трудно сказать, почему, но о Самийленко до странности мало писали. Он как-то безмолвно, без споров, без журнальных оценок был признан выдающейся величиной украинской поэзии. Широкая публика его охотно читала; его стихи, особенно с ноткой юмора, перепечатывались по нескольку раз, всегда были необходимой принадлежностью разных чтецов-декламаторов, исполнялись на вечерах. Критика, бегло касаясь по тому или иному поводу поэзии Самийленко, единодушно признавала ее талантливость и примечательность. Но если обратиться к статьям, посвященным разбору его творчества, то убеждаешься, что их нет или почти нет. Так, например, соответствующая библиографическая справка, помещенная в «Украінськоі музі», указывает только две рецензии на ранний сборничек его стихов, написанных четверть века тому назад, коротенькое предисловие Ив. Франко к сборнику «Украіні» и два-три еще менее значительных источника... Немного.

А между тем, не говоря уже о художественном интересе, который возбуждает творчество Самийленко, оно наделено некоторыми чертами, которые, казалось бы, должны были манить критику, значительно облегчая ее задачи. Говоря это, мы имеем в виду, что Самийленко — поэт установившийся и всегда себе равный. Уровень его художественных достижений и направление творческой работы давно уже определились и с тех пор остаются неизменными. Его произведения растут только количественно, но не качественно, нося отпечаток тех же вкусов, пристрастий, приемов, как и произведения конца восьмидесятых годов. Благодаря этому уже и теперь можно дать законченный литературный портрет Самийленко; правда, творчество его продолжается, но оно никогда не выходит из своих старых берегов, русло его известно, пределы обведены четким контуром.

К тому же литературное наследие Самийленко очень невелико и удобообозримо, что для задач критики является опять-таки далеко не безразличным. В области поэзии это наследие сводится к сборнику «Украі'ні», куда вошли стихотворения 1884—1906 гг., и к изданным отдельной книжкой переводам десяти песен «Ада> Данте.

В сборнике — сто с небольшим стихотворений. Я далек от мысли измерять значение поэта его продуктивностью. Надпись Фета на стихах Тютчева не была бы неуместной и на книжке Самийленко:

...Муза, правду соблюдая,

Глядит,— а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Но все же количественно это для работы, продолжавшейся четверть века, немного. Таков уж был характер его творчества, всегда обдуманного, неторопливого. Интересно, однако, что и при таком небольшом числе произведений у Самийленко очень отчетливо выступают периоды сравнительного напряжения творческой энергии, сменяемые периодами почти полного затишья, своего рода творческие приливы и отливы. Их легко можно проследить по датам, которые проставлены под всеми стихотворениями. Правда, многие из дат указывают только время напечатан ия произведения, однако и при этом движение поэтической работы Самийленко видно все же с достаточной ясностью. Получается выразительная ломаная, интерес которой еще более увеличивается при сопоставлении с нарастанием тем, выработкой форм, сменой настроений в его стихах.

 

РФПЛ


[1] 2 3 4 5 6 7 8 9