МАКСИМ БОГДАНОВИЧ В МИНСКЕ

Живи, о цельности своей И о духовности радей.

9 декабря 1981 года Максим Богданович снова, и теперь уже навсегда, вернулся в родной Минск: в той части города, которая когда-то называлась Троицким предместьем, к 90-летию со дня рождения поэта был открыт памятник. Над его созданием работали заслуженный деятель искусств БССР скульптор С. М. Вакар, архитекторы Ю. И. Казаков, Л. В. Москалевич.

...Поэт словно остановился среди зелени и стоит на аллее, которая ведет к широкой лестнице Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР, словно встречая всех, кто идет к музыке.

Стройная, легкая фигура, спокойный взгляд устремлен вперед, в вечность. Молодой и дерзкий, мечтательный и неспокойный, возвышенный и окрыленный с задумчивыми глазами на красивом, вдохновенном лице... Жест левой руки поэта подчеркивает сдержанное волнение, в правой — букетик васильков. Чистая синь этих цветов напоминала М. Богдановичу его голубоглазую Родину. С васильками, как с уважением. «Мы сделали бы большую ошибку,— писал он в статье «Забытый путь»,— если бы забыли все то, что нам давала мировая поэзия. Было бы больше, чем нерадивость,— ничего не взять из того, что сотни народов тысячи лет собирали в сокровищницу мировой культуры. Но заносить только чужое, не развивая своего,— это еще хуже: это значительно портит народную душу. К тому же одни только нищие могут всю жизнь только брать. Нужно же и нам... иногда дать что-то свое».

Поэт необычайно высокой культуры, М. Богданович читал в оригинале и переводил на родной язык произведения античных поэтов Горация и Овидия, немецких—Ф. Шиллера и Г. Гейне, финского поэта Б. Рунеберга, бельгийского Э. Верхарна, французского лирика Поля Верлена. Творчеству поэта характерна философичность и гражданственность. О чем бы ни писал Богданович, он всегда подчеркивал, что мыслями своими и творчеством постоянно связан с землей отцов:

Родимая земля, приникнул я к тебе,

И бодрость ты влила в слабеющие жилы,

Расшевелила ты души дремавшей силы,—

С тех пор в ней места нет ни стонам, ни мольбе...

За 10 лет своей титанической, творческой деятельности молодой поэт один из первых в белорусской литературе начал разработку таких сложных поэтических форм, как триолет, октава, рондо, сонет, терцина, скерцо:

...обратился я к рондо, сонетам,

И ярко вспыхнул стих угрюмый мой:

Как месяц светит отраженным светом,

Так он сияет древней красотой!

Поэзия Максима Богдановича — пример служения народу, Родине, неисчерпаемый источник кристально чистых чувств, которые способны окрылять человеческие сердца, минуя года и столетия. Любовь к Богдановичу — поэту-лирику, поэту-философу, критику, переводчику поистине всенародная. Почти три четверти века звучит его взволнованное слово в сердцах миллионов людей. Язык поэта необычайно мелодичный и певучий, и понятна поэтому особенная приверженность наших композиторов к творчеству М. Богдановича: многие его стихи легли в основу самых различных жанров произведений белорусской вокальной музыки. Наиболее значительным произведением, почти полностью основанном на стихах М. Богдановича, является опера «Зорька Венера» (композитор Ю. В. Семеняко, либретто А. Бачилы). Премьера ее состоялась на сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР в 1970 году. Композитор удачно использовал истоки поэзии М. Богдановича, ее глубокую связь с народными песнями и танцами.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21