МАКСИМ БОГДАНОВИЧ В МИНСКЕ

Когда Максиму было полгода, семья переехала в Гродно, и раннее детство мальчика прошло в городе над Неманом. Поселились на окраине города. Во дворе рос небольшой сад, вокруг были поля, леса и Неман. Жили Богдановичи дружно и счастливо.

Мальчик очень любил, когда мама играла на фортепьяно, ее любимые произведения становились и его любимыми. Как и матери, М. Богдановичу нравился романс «Выхожу один я на дорогу» на слова М. Ю. Лермонтова, «Эллегия» Маснэ, полонез «Прощание с родиной» М. Огинского, хор девушек из «Оскольдовой могилы» А. Верстовского, произведения А. С. Доргомыжского, М. И. Глинки, народные песни. Музыка вошла в жизнь поэта очень рано и оказала определенное влияние на все его последующее творчество.

Мария Афанасьевна много читала, имела литературные склонности. Ее рассказ был напечатан в «Гродненских губернских ведомостях».

Мать поэта была очень чуткой, впечатлительной и необыкновенно находчивой в выдумках всевозможных развлечений для детей, сама отдавалась играм с искренним увлечением. По воспоминаниям отца, Максим мягким характером, веселостью, живостью, отзывчивостью и впечатлительностью, пластичностью и точностью наблюдений напоминал свою мать.

Образ той, что дала ему жизнь, как и образ Родины, вечно жил в сердце Максима, будил непреодолимое стремление к белорусской земле, белорусскому народу, белорусскому языку.

Атмосфера семьи оказала большое влияние на формирование таланта будущего поэта. С детских лет с волнением слушал он сказки и песни матери, с интересом читал очерки и статьи отца — известного белорусского исследователя, этнографа, увлекался белорусскими сказками, записанными фольклористами и этнографами П. В. Шейном и Е. Р. Романовым.

22

Учиться Максим начал с шести лет. Его первыми книгами были «Родное слово», «Детский мир и Хрестоматия» К. Д. Ушинского, русские былины, «Слово о полку Игореве», былины и песни других народов: «Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Одиссея», «Ил-лиада». Из мировой и русской классики Максима привлекали Т. Тасо, А. Данте, С. Сервантес, Д. Дефо, А. Мицкевич, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Г. И. Успенский. Книги систематизировали то, что приходилось наблюдать в жизни, помогали формированию мировоззрения. Позже М. Богданович говорил своему другу М. Огурцову, с которым вместе работал в Ярославской газете «Голос»: «Меня воспитывал отец. Как-то я показывал Вам его библиотеку. В ней есть все существенное, что появлялось когда бы то ни было в мировой литературе. Мы с детства проходили эту всемирную школу. Отец начинал с того, с чего начинает каждый народ в своем творчестве,— с эпоса. Мы в детстве знали «Слово о полку Игореве», «Иллиаду», «Калевалу» и др. Затем приступили к лирике и драме. Главное место, естественно, уделялось славянским литературам».


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21