МАКСИМ БАГДАНОВІЧ - ПРАЗАІК, КРЫТЫК, ПУБЛIЦЫСТ

Получило широкое распространение определение культур Е. И. Пассова, понимающее ее как систему духовных ценности воплощенных или не воплощённых материально, которые созданы накоплены обществом во всех сферах бытия - от быта до философии [: с. 12]. Понимание связи человека и культуры важно как для теории, так и да практики. Но для реализации возможностей культуры, с целью развити нового мышления и психологии, теория культуры должна более точи представить конкретные формы связи с обществом и человеком.

Человек вербализует культуру средствами языка. «Язык отражает всі совокупность знаний и представлений о мире не зеркальным образом, преломляя их через индивидуальное сознание и опыт. В этом смысле язык., прежде всего средство формирования личностной картины мир! очеловеченной и принятой умом. Очеловеченный мир - уже не просто ми| бытия, а мир культуры, воплотивший в себя всю систему индивидуальн освоенных ценностей, созданных человеком и переосмысленных через своі национальное» [5, с. 101].

Всякая культура национальна. Изучение национальных элементе! культуры основывается на понимании и признании общечеловеческих куль турных ценностей. Язык есть условие и продукт человеческой культуры Изучение языка имеет своим предметом культуру, т. е. содержани' иноязычного образования - это иноязычная культура.

Язык выполняет две важные функции - познания и общения. Так*' важно умение передать информацию о своей культуре представителю иной на понятном для него языке. Благодаря знакомству через художественную литературу с высокими образцами культурной среды происходит проникновение в менталитет народа. Погружение в культуру позволяв глубже постичь национальное своеобразие и систему нормативны* ценностей, при познании которых происходит духовное совершенствован обучаемого, реализуется цель развития. Воспитывается терпимое!* плюрализм мнений, осознаётся целостность мира.

Творчество М. Богдановича, тематически связанное с музыкой, представлено произведениями различных жанров. Кратко проанализируем их и остановимся на интересующих нас произведениях.

1.  Поэзия. В поэтических произведениях М. Богдановича тема музыки реализуется, во-первых, в сильных позициях текстов - названиях стихотворений, во-вторых, в используемых поэтом музыкальных терминах различных тематических групп и словах из семантического поля «музыка». М. Богданович создал такие стихи, как «Раманс», «Санет», «Паміж пяскоў Егіпецкай зямлі», «Рондо», «Актава», «Мае песні» и др. В его поэтических текстах употребляются музыкальные термины (струны, голос, песня и др.) и слова с темой «музыка» (граць, запяваць и др.).

2.  Проза. Прозаические произведения М. Богдановича на тему музыки — это «Музыка», «Апокрыф», «Около театра миниатюр». Связь с музыкой прослеживается в названиях двух из них. Произведение «Апокрыф», содержащее поэтическое кредо поэта, объединяет с рассказом «Музыка» тема отношений труда и искусства в человеческой жизни. Названные произведения содержат музыкальные термины (скрыпка, струны, песні, спевы и др.) и слова, относящиеся к семантическому полю «музыка» (грае, танцевать и др.). Иногда музыкальные термины используются метафорически («Плача скрыпка...») [1, с. 6].

3.  «Маленькие фельетоны». Один из фельетонов М. Богдановича называется «После концерта Яна Кубелика». В нём описываются впечатления слушателей от концерта чешского скрипача и композитора Яна У елика, гастролировавшего в России. В фельетоне автор использует музыкальные термины (оркестр, аккомпанемент и др.) и слова с темой «музыка» (Бетховен, Паганини и др.).


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [23] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38