Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича

Таков был финал, за которым наступило полное успокоение. Надо сказать, что все эти гимназические бури в стакане воды происходили не без участия моих детей, Которых в это время в гимназии было трое. Старший из Них, Вадим, был всецело охвачен революционным движением. Митинги, сходки в гимназии и вне ее — и он принимал в них живейшее участие в качестве недюжинного оратора. Его лавры и Максиму спать не давали. Но идти по стопам брата — это значило бы идти стопою избитой. Это значило бы подражать. Он хотел быть оригинальным и объявил себя анархистом. Он не только забросил учебные занятия, но отчасти забросил свою любимую белоруссику. На столе у него появились Бакунин, Нрудон, Эльц-бархер, Малатеста, Штирпер, Черкезов и пр. Я, конечно, с улыбкой глядел па это молодое увлечение, серьезного значения этому не придавал, но и увлекаться не мешал. Он не замедлил образовать в своем классе (4-м) кружок юных анархистов и даже хотел, так сказать, легализировать его. Н° гимназической конституции 1905 г. право сходок имели только 5—8-е классы, а он и его сподвижники были в 4-м. Обидно, разумеется, сидеть в классе, когда другие митингуют. И какая разница между 5 и 4-м? Почему 5-му классу можно митинговать, а 4-му нельзя? Несправедливость явная!

Решено было добиваться изменения конституции в смысле предоставления права участвовать в сходках 4-му классу. Максим явился на сходку делегатом 4-го класса и, взобравшись на стол, горячо доказывал и искусственность деления на полноправных и неполноправных и несправедливость его по отношению к ним, четвероклассникам. Но, увы, был бесцеремонно стащен со стола и вытолкнут за дверь. Взрыв 20 октября 1906 г. не прошел бесследно. Был замечен убегавшим от места взрыва товарищ Максима, ученик 4-го класса Дмитрий Дмитрович Крылов, сын члена Кашинского окружного суда по Угличскому уезду. У него был произведен обыск, найдена компрометирующая переписка, паяльная трубка и пр. Он был арестован, а затем судим и присужден к 4 месяцам ареста. Это дело коснулось и Максима. Он товарищески пытался убрать из квартиры все компрометирующее товарища и потому из класса убежал к нему на квартиру после взрыва. Как видно, всего выбрать ему не удалось, ибо кое-что вслед затем было при обыске найдено.

Но о его посещении стало известно в гимназии, и я был вызван к директору, чтобы присутствовать при допросе Максима. Были директор Гордеев, инспектор Пусков и классный наставник. Держал себя Максим, как и подобает анархисту, смело и довольно развязно, спорил, теоретизировал и резонерствовал. Свое участие в подготовке взрыва отрицал и всячески старался обелить товарища.

Помнится, что в качестве обвинения против пего выдвигалось, что, помимо посещения квартиры Крылова после взрыва, он па следующий день, узнав об аресте Крылова, просил позволения у преподавателя Еме его отпустить с урока, чтобы заявить судебному следователю, что Крылов невинно арестован, так как в день взрыва был болен и лежал в больнице. Хотя тон его ответов был отмечен как резкий и недопустимый, по объяснения были признаны удовлетворительными, и дело не вышло за гимназические стены. Надо сказать, что это мальчишеское увлечение довольно быстро прошло, как-то само собой с него спало. И опять он занялся своей белоруссикой, тем более что уже с 1909 г. он стал печатать свои стихотворения. Отметки его за время, начиная с 1905 г., были очень серенькими и далеко не блестящими. Так, мы знаем, что на 1906/07 г. он был оставлен в 4-м классе на повторительный курс, не выдержав испытания по латинскому языку и алгебре.

За 1906/07 г. учебный год отметки в среднем вывода из годовых и экзаменационных были такие: закон божий 4, русский и славянский языки 3, латинский 3, математика 3, история 4, география 4, немецкий язык 3, французский 3. В этом году вторую четверть он не ходил в класс по болезни, а всего пропустил 112 уроков. За первую четверть по поведению было поставлено 4 с отметкой: уход от уроков и частые разговоры на уроках. В 1907/08 учебном году пропущено уроков 73. За первую четверть поведение 4 с отметкой: частые опаздывания и уход от уроков. За вторую тоже четыре ввиду неисправления.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25