Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича

Были выдающиеся молодые учителя, как Лопатин — математик, Раб..., преподаватель русского языка н А. К. Кабанов — историк. Два первых были руководителями гимназических кружков саморазвития, в которые впоследствии входил и Максим, а с последним Максима связывала и любовь к Белоруссии, и интерес к белоруссике: Кабанов — белорус по рождению и знаток белорусской истории. Впоследствии, выехав из Нижнего, Максим поддерживал с ним переписку по интересующим его вопросам. Были выдающиеся люди и среди людей старой формации, как например Свиридов, преподаватель математики, человек строгий и суровый, но такой, который действительно умел научить своей нелегкой науке: у него не было отсталых (Максим учился не у него и потому знал математику слабо). Были и другие замечательные люди, вроде чеха Ржии... (ему принадлежит открытие и издание замечательного памфлета времен Ивана Грозного, помеченного псевдонимом Пересветова), который, несмотря на свою выдающуюся ученость, не пользовался симпатиями, и не потому, что был плохим преподавателем или дурным человеком, а потому, что преподавал нелюбимые предметы — греческий и латинский языки.

Школа, во всяком случае, была хорошо подобранной. Как шло гимназическое учение Максима? На первых порах хорошо. Но сильное увлечение белоруссикой не могло не отразиться на ходе его гимназических занятий.

В конце 1905 г. и весь 1906 г. почти никто не учился. Максим тоже. Я просмотрел журналы педагогического совета за все время пребывания Максима в Нижегородской гимназии. Уже в 1904—1905 гг., когда Максим был в 3-м (основном) классе, ему поставлено 4 по поведению за шалость и неисправность. 11 октября 1905 г. в гимназии возникли беспорядки по поводу похорон некой Каплан, в результате 5—8-е классы были закрыты на неопределенное время.

Вспыхнувшая революция и манифест 17 октября меняют порядок вещей — и гимназия вновь открыта. Однако В ноября 1905 г. учеником Заком Ароном в 7-м классе вновь учинены беспорядки, и занятия в этом классе временно прекращены. В декабре 1905 г. представлено ученикам собраться для обсуждения своих нужд. Учрежден родительский комитет, и его председатель введен в состав педагогического   совета. С  1906 г. директор гимназии С. В. Щербаков был переведен в Калугу, а на его место назначен Гордеев. 10 марта 1906 г. постановлено обратиться в числе других родителей ко мне с просьбой принять меры к исправлению своих детей. 10 мая 1906 г. постановлено ученика 4-го основного класса Богдановича Максима оставить па повторительный курс (неудовлетворительные баллы по латинскому языку, алгебре и французскому). , Я обжаловал это постановление попечителю округа, требуя допущения к экзамену в августе. К экзамену он был допущен, но не выдержал испытания по   латинскому   языку и   по   алгебре. Таким образом, был на 1906/07 г. оставлен в 4-м классе на повторительный курс вместе со своим товарищем Дмитрием Крыловым. 20 октября 1906 г. в здании гимназии около деревянной лестницы был произведен взрыв деревянной лестницы -взорвана жестянка, начиненная порохом.  Разбиты стекла в двух домах. По счастью, никто не пострадал. Занятия в гимназии прерваны вперед до объявления. 24 октября того же года было получено анонимное письмо: «Господа преподаватели! Мы, взорвавшие, заявляем, что петарды были взорваны в качестве протеста против реакционного поведения учащихся, не пожелавших почтить память погибших 18—19 октября 1905  г. борцов за свободу».

В конце угрозы, что в случае доноса террор повторится в более широком размере.

Вот перечень, по гимназическим анналам, событий гимназической революции, которая, как видно, к концу

1906  г. совершенно выдохлась, так как взрыв двух петард
был направлен «против реакционного поведения учащихся».


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25